Подводные камни профилактики

16.02.2021

Татьяна Тюрина
независимый журналист,
Тверь.

Профилактической работой против распространения наркомании в Твери занимаются множество организаций, принадлежащих разным ведомствам, начиная от силовых структур и заканчивая общественными, но существует ли стройная система профилактической работы? Многие специалисты, занимающиеся этой проблемой, пока отвечают на этот вопрос отрицательно. 

О слабой эффективности профилактической работы в регионе свидетельствуют данные соцопросов, проведенных сотрудниками Госнаркоконтроля среди молодых людей 18-30 лет города Твери несколько лет назад. Только 87% молодых людей и 84% девушек считают, что наркомания является опасной для общества. Из них 53,7% юношей и 40% девушек уверены, что существуют «легкие» и не очень вредные для организма наркотики, такие как гашиш, марихуана и т.п. И лишь одна пятая часть опрошенных посчитала, что все наркотики опасны для организма человека (в основном это школьники). Около 25% респондентов признались, что употребляли наркотики неоднократно и считают для себя допустимым периодическое употребление «легких» наркотиков. А на вопрос, какие организации и учреждения, занимающиеся проблемой наркомании, они знают, большинство назвало не региональные учреждения, а рекламируемую по телевидению клинику доктора Маршака (около 10% опрошенных). 

Казалось бы, в арсенале всех заинтересованных структур — большой выбор форм и методов работы; профилактической работой против наркомании в той или иной степени занимаются сотрудники Госнаркоконтроля, МВД, УФСИН, административных органов, культурных, досуговых и спортивных учреждений, медики, члены общественных организаций и религиозных объединений, СМИ, — однако в последние годы ситуация не становится лучше. Считается, что виной тому, в частности, ведомственная разобщенность этих структур. 

Перед общеобразовательными учреждениями региона стоят задачи первичной профилактики наркотической зависимости — разъяснить опасность употребления ПАВ, предотвратить попытки приобщения к ним подростков. Действительно, соперничать со сферой образования в охвате аудитории и систематичности контактов с детской и молодежной средой другим ведомствам сложно. Однако, если проанализировать качество работы школ в этом направлении, приходится констатировать, что далеко не все из них прониклись остротой проблемы. Показательный случай: энергичная бабушка четвероклассницы, озабоченная наркоситуацией в городе Твери, пришла к руководству школы, где училась внучка, с инициативой проведения профилактической акции с участием Госнаркоконтроля и предложила свои услуги. Руководство сначала пошло активистке навстречу, а затем отказалось от проведения мероприятия, аргументируя свое решением тем, что в школе и так неблагополучно с наркотиками (!), поэтому не надо к этой теме привлекать излишнее внимание… 

Основная проблема профилактики наркомании в школах — отсутствие системности, когда она ведется по принципу объявили «месячник» или «день» борьбы с наркотиками, и забыли. Руководители школ начинают названивать в Госнаркоконтроль, приурочивая свои акции к Международному дню борьбы с наркоманией и т. д., а наркополицейские уже не успевают наведаться во все школы, откуда позвонили… 

Тверской областной институт усовершенствования учителей основное внимание уделяет развитию психологического компонента в школьном образовательном процессе, в темах педагогических конференций преобладают вопросы личностного роста и психологии коллектива, хотя, принимая во внимание социальную остроту проблемы наркомании, доминирующее внимание, казалось бы, должно быть отдано формированию здорового образа жизни и профилактике поведенческих факторов риска в среде подрастающего поколения. 

Однако в последние годы в сфере профилактики наркомании в школах происходят позитивные сдвиги. По решению Антинаркотической комиссии администрации области и по поручению Департамента образования в регионе прошло сплошное анкетирование учителей общеобразовательных школ с целью мониторинга их уровня знаний по проблеме наркомании и готовности работать в этом направлении. Авторы анкет ставили задачу выяснить представления о наркотиках, отношение к наркомании и стратегию поведения педагогов при встрече с такими явлениями. Высокий уровень знаний в этой сфере показали 50% школьных учителей, средний — 47%, низкий уровень — всего 3%. В планах областного Института усовершенствования учителей — подготовить тренеров по профилактике девиантного поведения в школах области по каскадной модели (сначала — в базовых школах, а затем распространить этот опыт в другие школы региона). 

Заслуживает внимания опыт работы ШУЗ (школ укрепления здоровья) в областном центре. Так, в тверской общеобразовательной школе №1 проходят ежемесячные уроки на тему формирования здорового образа жизни и аддиктивного поведения. Что немаловажно, загруженные учителя обеспечены готовыми методическими разработками для их проведения. Эти занятия включены в школьное расписание наряду с обычными уроками по другим дисциплинам, — так администрации школы легче проконтролировать их проведение. Уроки здоровья, как правило, стоят в расписании первыми, когда внимание школьников еще не ослаблено, — в противоположность классным часам, на которых профилактические беседы о вреде наркомании проводятся в конце учебного дня. Соответственно, и отношение к получаемой информации на полноценном уроке со стороны учащихся гораздо более серьезное. 

Хорошо зарекомендовал себя такой метод профилактики, как участие школьников в научно-исследовательских проектах по выявлению вредных привычек. В работе над такими проектами используются анкеты Института социологии РАН, Института гигиены детей и подростков, Центра профилактической медицины. Нередко школьники разрабатывают анкеты сами или с помощью педагогов. Также распространенной является практика, когда свои сообщения ученики иллюстрируют самостоятельно смонтированными роликами или видеофильмами. 

В ходе работы над такими проектами подростки приобщаются к социально значимой деятельности, повышается уровень их информированности, они становятся убежденными сторонниками здорового образа жизни. Самостоятельно добытые знания более основательно откладываются в памяти школьников, нежели полученные из других источников. 

Эффективный прием профилактической работы — когда с лекцией перед школьниками выступает не педагог, а ученик: подростки с большим доверием относятся к информации, поступающей от сверстника, чем от взрослого. Участники проектов — ученики и педагоги — выступают на ежегодных совместных научно-практических региональных конференциях. По итогам конференций издаются сборники работ «Твое здоровье — дело твоих рук». 

Педагоги давно уже поняли, что все время говорить о том, что «курить, пить и колоться — плохо», нельзя, особенности подростковой психологии таковы, что у школьников, когда им долго что-либо, выражаясь современным языком, «впаривают», возникает чувство противоречия и соблазн все сделать наоборот. Поэтому, следуя методическим разработкам ученых, они стараются создать среду, препятствующую наркогенному заражению. В арсенале — работа школьных секций, кружков и клубов, конкурсы агитбригад, организация школьных праздников. Подчиняясь велению времени, двери современных школ не закрываются до позднего вечера. Так, в самом проблемном по наркоситуации в 90-х годах районе областного центра Затверецкий центр дополнительного образования уже не первый год проводит конкурсы школьных агитбригад. Тематика выступлений ребят каждый год касается разных тем: спорта, культуры и т. д. Сотрудники центра организуют городскую игру для школ Твери «Город радости», которая проходит в несколько этапов. В увлекательной, игровой форме участники акции демонстрируют свои знания и учатся создавать вокруг себя позитивную атмосферу. 

Профилактическая работа против наркомании должна включать в себя, как необходимые этапы, работу по предотвращению курения и алкоголизма, а также инфицирования ВИЧ. Установлено, что, как правило, первый этап на пути к наркомании — курение, следующий — алкоголизм. По данным социологических исследований, большинство наркоманов начали курить и употреблять алкоголь в возрасте от 7 до 13 лет. Риск вовлечения подростков в процесс употребления наркотиков в сотни раз ниже, если они не курят и не пьют. Так, если среди некурящих 11-летних подростков наркотические вещества употребляют 0,6%, то среди курящих — 32%. 

Читайте также  Российскими ПВО сбита украинская ракета «Точка-У» в Харьковской области

Руководствуясь накопленным опытом, заместитель главного врача областного наркодиспансера по детской наркологии Юрий Иванов в качестве основных тем для профилактических мероприятий в школах выделяет табакокурение, алкоголизм и ВИЧ/СПИД. Тему наркотиков в беседах с ребятами он затрагивает косвенно и в сравнении, не углубляясь в подробности. Разговор о наркотиках, считает он, только возбуждает в подростках ненужное любопытство, им хочется попробовать, проверить это на себе… Акцент в общении с детьми специалист делает на изменении личности наркозависимого, сужении интересов, трансформации отношений с близкими и любимыми. Информацию устрашающего характера, содержащую данные о способах и атрибутике потребления психоактивных веществ, а также о производимых ими эффектах он из бесед исключает. Совсем другое дело — учащиеся колледжей, с ними, если известны факты употребления наркотиков в их среде, можно и нужно вести более обстоятельный разговор о психоактивных веществах. 

К сожалению, специалистов такого уровня в нашем городе очень мало. Проявит школьное руководство инициативу, пригласит настоящего профессионала выступить перед ребятами с лекцией, — считай, этим учащимся повезло, они будут вооружены профессиональными аргументами, с помощью которых, в случае необходимости, смогут выстроить защитный блок от наркоагрессии. 

Что касается ресурсов учебного процесса в деле профилактики наркомании, то явно назрел вопрос о необходимости пересмотра учебных программ, введения в курсы ОБЖ или другие профильных дисциплин в школе — биологии, анатомии человека и экологии — расширенной информации об опасности табакокурения, алкоголизма, наркомании и ВИЧ-инфекции. В частности, в учебниках по ОБЖ сказано об этих угрозах здоровью подрастающего поколения как-то стыдливо мало, каждой из проблем посвящено по одному параграфу. 

В настоящее время специалисты сферы образования считают, что беседа педагога — наименее действенная форма профилактической работы, наиболее эффективно на современную молодежь влияют визуальные средства, — это как раз тот язык, к которому она привыкла. Однако образовательный процесс очень медленно берет на вооружение современные технические средства — не во всех школах есть документальные фильмы антинаркотической направленности, часто учителя вынуждены скачивать какие-то ролики из Интернета. Управление Госнарконтроля по Тверской области, располагающее профессионально сделанными фильмами на тему наркомании, инициативы в их распространении по школам Твери и области не проявляет, а ведь их можно было бы размножить централизованно, через Департамент образования Тверской области, для каждой школы региона. На федеральном же уровне государство могло бы выделить грант на создание цикла учебных фильмов, посвященных профилактике не только наркомании, но и табакокурения, алкоголизма и ВИЧ-СПИДа, в которых с использованием средств компьютерной графики наглядно иллюстрировались все нарушения в обменных процессах и в органах, происходящие в организме наркомана, алкоголика, курильщика и ВИЧ-позитивного, ясно бы рассказывалось о последствиях пагубных привычек для здоровья человека, общества и государства, Почему бы не продавать такие фильмы в комплекте вместе с учебными пособиями, а также не размещать их на сетевых ресурсах Интернета, имеющего очень большую аудиторию? 

В настоящее время электронные СМИ, — наиболее предпочтительные по силе воздействия и охвату аудитории, — в качестве канала для ведения профилактической антинаркотической работы почти не используются. Раньше на центральном телевидении документальные фильмы такой тематики транслировались хотя бы в ночном эфире, а сейчас им вообще нет места. На местных телевизионных каналах требуют оплаты даже за социальные ролики. Если подходить к проблеме профилактики наркомании по-государственному, такие фильмы необходимо ввести в сетку телевещания на федеральных, детских и молодежных каналах. 

Важный показатель любого профилактического мероприятия — охват аудитории. Любая антинаркотическая акция (интерактивные выставки, концерты, дискуссионные площадки, фестивали), выхватывает ограниченный сегмент молодежи. В погоне за показателями массовости появилась тенденция устраивать, к примеру, рок-фестивали под лозунгами неприятия наркотиков. Так, в Твери с участием Госнаркоконтроля по Тверской области прошел всероссийский фестиваль «СТОП-наркотик-2009». Идея приобщения молодежи к здоровому образу жизни популяризировалась на этом мероприятии запретительными мерами: торговля пивом, обычно сопровождающая такие акции, была отменена. Насколько такая мера эффективна — покажет время, но если быть откровенными, вряд ли кто-то всерьез надеется, что растяжки и лозунги антинаркотического содержания смогут убедить кого-то всерьез. Также вряд ли что-то изменится, если представитель Госнаркоконтроля скажет перед концертом приветственную речь. В условиях, когда даже в Интернете ведется массированная атака на молодежь с целью вербовки в ряды наркопотребителей, подростки и молодые люди, в своей обыденной жизни сталкиваясь с соблазном получить неизведанные доселе острые ощущения, в первую очередь, нуждаются в объемной исчерпывающей информации и ответах на возникающие вопросы. Получить такие ответы реальнее всего в доверительной беседе с врачом-наркологом, который имеет опыт лечения и общения с наркозависимыми. Многие специалисты, работающие с молодежью, расценивают массовые акции как достаточно формальные. И хотя, как утверждают сотрудники отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН РФ по Тверской области, за каждым образовательным учреждением Твери закреплен сотрудник управления, нередко регулярная методическая работа по профилактике наркомании со стороны этого ведомства подменяется безликими массовыми акциями. Есть и объективные причины такой ситуации: число сотрудников Госнаркоконтроля, занимающихся межведомственным взаимодействием в сфере профилактики наркомании, несоизмеримо меньше количества образовательных учреждений областного центра, к тому же специфика деятельности силовой службы не способствует решению задач координации профилактической работы. 

Чтобы определить направления, в которых развивать профилактику наркомании, нужно знать, какие из них наиболее эффективны. Однако мониторинг деятельности в сфере профилактики аддикций отсутствует, то есть обратной связи с теми, на кого она направлена, нет. Если такие исследования и существуют, специалистам ничего о них неизвестно. Некоторые из них приходят к выводу, что необходимо на государственном уровне создать головной центр по профилактике наркомании, а лучше, всех вредных привычек в молодежной среде.

За и против тестирования

Средний возраст начала приобщения к наркотикам — 16-17 лет — возраст старшеклассников или учащихся начальных курсов колледжей и училищ. Школьники и студенты, балующиеся наркотиками от случая к случаю, не попадают в поле зрения Госнаркоконтроля и других ведомств. Эти молодые люди и являются контингентом риска, потенциальной средой для деятельности наркоторговцев. Не стоят они и на учете в областном наркодиспансере, пока не имеют проблем со здоровьем. 

Действительно, по данным на 1 января 2009 года подростков 15-18 лет, стоящих на диспансерном учете в Центре медико-психологической помощи для детей и подростков Тверского областного наркодиспансера, не зарегистрировано (7 наркопотребителей этого возраста числятся пока лишь на профилактическом наблюдении). Чтобы выявить молодых людей, употребляющих психоактивные вещества с разной регулярностью, в сентябре 2008 года Управление ФСКН по Тверской области выдвинуло инициативу введения в школах, средних учебных заведениях и вузах добровольного тестирования на употребление наркотиков. До 15 лет — с согласия родителей, а старше — с письменного согласия учащегося или студента. Предварительно рабочая группа из Тверской области изучила опыт аналогичного тестирования в Московской области. В рамках областной антинаркотической программы будут приобретены тест-полоски, в проведении процедуры будет задействован Тверской областной наркодиспансер, а начнется оно в начале 2010 года. Призывников уже начали тестировать в обязательном порядке, — законом это предусмотрено. 

Читайте также  «Лента» готовится открыть новый магазин в Барнауле

Это не карательная, а профилактическая процедура, утверждают наркополицейские. Результаты тестирования будут известны только тестируемому и медработнику, сотрудники Госнаркоконтроля и педагоги будут знать только число положительных анализов в образовательном учреждении. Для чистоты результатов информация о времени проведения процедуры заранее сообщаться не будет. Тест-полоски позволят выявить следы наркотических веществ, употреблявшихся от одного до нескольких дней до взятия анализов. 

С помощью тестирования наркополицейские хотят выявить наркопотребителей на ранней стадии формирования зависимости, купировать этот процесс в самом начале. Расчет делается на то, что страх попасться на тесте заставит некоторых начинающих наркоманов отказаться от пагубной привычки. Тестирование, уверены сотрудники Госнаркоконтроля, в первую очередь, нужно родителям, чтобы они узнали о беде, когда еще подростку можно помочь, нежели на последней стадии наркозависимости, когда уже ничего сделать нельзя. Однако по закону медики могут сообщить результаты анализов родителям подростков лишь только в том случае, если им не больше 15 лет и предложить пройти курс лечения. Возникает вопрос: а что делать с теми, кто постарше, — закон не разрешает нарушать их права, в то время как серьезные проблемы с наркотиками возникают именно в более позднем возрасте? 

К студентам и школьникам, отказавшимся проходить тестирование, будет проявлено повышенное внимание. Наркополицейские утверждают, что молодежную аудиторию надо разделить, профилактическую работу в этом случае можно будет вести более целенаправленно, — с теми, кто попробовал наркотики, разговаривать надо по-другому. 

Пока предстоящее тестирование вызывает настороженность среди общественности и медиков, — именно среди них есть противники этой процедуры. Весомый аргумент — небольшая эффективность процедуры. Как показала практика проведения тестирования в Татарстане, с 2006 по 2008 год там сдали анализы 300 тысяч школьников и студентов, следы наркотиков нашли у 416 человек, что составило 0, 14%. Между тем простое анкетирование, как утверждают медики, выявляет до 14% употребляющих наркотики, то есть его эффективность, как метода исследования, гораздо выше. 

На проведение тестирования в Татарстане было затрачено 48 миллионов рублей, а себестоимость выявления одного наркопотребителя (всего их 416) составила около 115 тысяч рублей, — стоит ли овчинка выделки? Специалисты считают, что в целях мониторинга наркоситуации гораздо экономнее для областного бюджета было бы провести массовое анкетирование в школах и других учебных заведениях областного центра. Некоторые не исключают, что за инициативой проведения тестирования на разных уровнях стоят коммерческие интересы фирм, производящих тест-полоски. 

Между тем соцопросы, как метод определения наркогенности среды, используется в масштабах региона редко. С 2006 по 2008 годы в рамках областной программы «Комплексные меры противодействия злоупротреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» по заказу Комитета внутренней политики администрации Тверской области сотрудники московской социологической фирмы провели в Твери выборочное анкетирование молодежи с 14 до 30 лет на тему наркомании. Только в 2008 году на эту процедуру было потрачено около 700 тысяч рублей. Результаты этого анкетирования специалисты не смогли применить на практике, а некоторые про него и не слышали — тогда с какой целью оно проводилось? Между тем для проведения соцопросов в области есть свои местные ресурсы: в Тверском государственном университете работает межкафедральная лаборатория социологических и политических исследований, у которой есть опыт проведения анкетирования по проблеме девиантного поведения собственных студентов. Областные чиновники с легкостью выбрасывают немалые средства на проведение малопонятных соцопросов, а, к примеру, общественная организация из Кимр в течение нескольких лет просила выделить средства на устройство реабилитационного центра для наркозависимых, готова была отремонтировать для этих целей обычный дом в деревне, — и нужно-то было в свое время всего 500 тысяч рублей…

Гуд бай, школа!

По данным на 1 января 2009 года число официально зарегистрированных наркозависимых в возрасте 18-20 лет в области составляло всего 3 человека, а после 20-летнего рубежа, в возрастной категории от 20 до 39 лет это количество резко возрастает и составляет 1781 человек (а сколько еще тех, кто не торопится идти в наркодиспансер?). Эта статистика вызывает недоумение: слишком большой диапазон с 20 до 39 лет не дает картины динамики роста числа наркопотребителей внутри этого возрастного промежутка. Не ведется учет социального статуса тех, кто стоит на профнаблюдении и диспансерном учете (студент, рабочий, служащий), а ведь эта информация помогла бы скорректировать профилактическую работу. 

Многократный рост числа наркопотребителей, начиная с 20 лет, стоящих на учете в Тверском областном диспансере, свидетельствует о том, что формирование стойкой наркозависимости происходит именно в студенческом возрасте, когда молодой человек учится в вузе или колледже. Именно в это время нужно блокировать приобщение к наркотикам многократно усиленной профилактической работой. Однако в реальности все обстоит совсем по-другому… 

Поступив в вуз или колледж, вырвавшись на свободу от ежедневного контроля школьных педагогов и родителей (многие из них уезжают на учебу в другой город), первокурсники окунаются в мир взрослых соблазнов, переходят своеобразный «рубикон» в освоении вредных привычек. Все мы наблюдали картины, как за углом у входа в школу, шифруясь, курят несколько парней-старшеклассников, — став студентами, они уже открыто дымят у лестницы в областной вуз, не отстают от них и девушки. По данным анкетирования, проведенного студенческой социологической службой в одном из тверских вузов, большинство регулярно употребляющих алкоголь — первокурсники (для них это повод доказать свою взрослость) и пятикурсники (в этом возрасте уже достигнуты совершеннолетие и материальная независимость). Причем выявилась закономерность: студенты, употребляющие алкоголь, пробуют наркотики в 4 раза чаще, чем их непьющие сверстники. На взгляд авторов исследования, особый акцент в работе со студентами следует сделать на антиалкогольной пропаганде, поскольку, по данным анкетирования, употреблению спиртных напитков часто сопутствует курение и употребление наркотиков. 

В настоящее время учебный процесс в высших учебных заведениях не столь жестко регламентирован, как это было, скажем, в 80-е годы. Многие студенты рано начинают работать, чтобы обеспечить себе сносное существование и закрепиться на рынке труда. Практикуется относительно свободное посещение лекций, а уж, тем более, «воспитательных мероприятий». К тому же антинаркотические акции, разработанные вузовскими управлениями по внеучебной деятельности, носят рекомендательный характер, то есть руководители факультетов могут использовать или не использовать их по своему усмотрению. Реальность же такова, что многие из ученых мужей не придают большого значения воспитательному моменту в жизни студентов, интересы учебного процесса стоят у них на первом месте. Поэтому неудивительно, когда специалисты вуза, занимающиеся воспитательной работой, и кураторы студенческих групп не знают адреса Центра медико-психологической помощи для детей и подростков областного наркодиспансера, врачи которого проводят тренинги и лекции для молодежи до 18 лет на темы здорового образа жизни. 

Во многом активность профилактической работы против наркомании зависит от человеческий фактора: если во главе нее стоит по-настоящему заинтересованный человек, формализма в ней будет гораздо меньше, и реальная жизнь тверских вузов полна такими примерами. Между тем в этой работе ощущается явная нехватка централизованных рекомендаций: специалисты по воспитательной работе не смогли припомнить ни одной инструкции Федерального агентства по образованию РФ на тему специфической профилактики наркомании в студенческой среде, хотя соответствующее письмо из Департамента образования Тверской области с одинаковым текстом недавно было разослано по всем образовательным учреждениям, включая школы и вузы. Сотрудники департамента рекомендовали, в частности, провести родительские собрания в вузах(!) на тему вреда наркомании. Практически невыполнимая инструкция высветила другую проблему, — слабой связи вузовского руководства с родителями студентов, многие из которых приезжают на учебу в областной центр из других городов и районов региона. Порой для кого-нибудь из родителей становится сюрпризом, когда в конце семестра вдруг выясняется, что сын или дочь бросили ходить на лекции, и как быть в такой ситуации, чтобы не нарушить права и свободы студента, преподаватели не знают. 

Читайте также  Зеленский: никакое оружие мы не сложим

Большое значение имеет форма организации профилактического мероприятия. Как показывает практика, наиболее эффективны акции с выездом специалистов (чаще всего это медики) в образовательное учреждение. Если же профилактическая беседа проводится в стенах медучреждения, то после 4-5 пар лекций туда добираются лишь немногие студенты, и, как правило, наиболее благополучные и добросовестные, не имеющие проблем с курением, алкоголем и наркотиками. Аналогично межвузовские конференции по формированию здорового образа жизни, лагеря студенческого актива, дискуссионные площадки работают на ограниченную аудиторию — от 50 до нескольких сотен студентов. Неспецифическая профилактика — спортивные и культурно-досуговые мероприятия для студентов — хотя и имеют своей целью формировать здоровый образ жизни, носит спорадический характер и также охватывают ограниченную аудиторию непосредственных участников, остальные довольствуются ролью зрителей. Взять хотя бы пресловутые Дни здоровья, которые проводятся в вузах один раз в году, — по сути, это просто тусовочное мероприятие с выездом на природу. 

Бюджетное финансирование внеучебной деятельности рассчитано только на студентов очного отделения — так выпадает еще одна часть молодежи. В основном во всех профилактических мероприятиях задействованы студенты 1-2 курсов, а, начиная с четвертого курса, институт кураторства уже не работает, впрочем, следует признать, что не редкость, когда оно носит формальный характер, особенно в больших государственных вузах, где студенческих групп очень много. Не способствует отдаче в работе кураторов и чисто символическая оплата этого труда. 

Наиболее распространенный метод профилактической работы — беседа специалиста, чаще всего врача-нарколога, с одновременным показом фильма о вреде наркомании. Между тем такой работой в городе Твери занимаются всего несколько врачей, преподавателей Тверской медакадемии, а также студентов-медиков, которым нужно отработать практику — все они при всем желании обойти все образовательные учреждения города — школы, учреждения НПО, колледжи и вузы просто не в состоянии. 

Между тем, по результатам анкетирования, проведенного студентами одного из тверских вузов в 2008 году, 19,2% студентов с первого по четвертый курс имеют опыт употребления наркотиков. На вопрос «Есть ли у вас знакомые, употребляющие наркотики?» положительно ответили 27,2% не пробовавших ПАВ студентов, а среди пробовавших такие знакомые есть у 66,7% опрошенных. 

Сами преподаватели признаются, что курение марихуаны стало обычным явлением в студенческой среде, и не редкость, когда в студенческом туалете разносится не только запах сигарет, но и специфический аромат «травки». Есть среди студентов даже такие, кто, полностью отказавшись от алкоголя, отдает предпочтение марихуане. Причем, как показывает реальность, наиболее «продвинутые» в процессе приобщения к «травке» студенческие сообщества из самых «крутых», крупных государственных вузов областного центра. 

Казалось бы, если так непросто идет профилактика наркомании во внеучебной деятельности, необходимо вводить этот компонент в содержание вузовских дисциплин. Однако тема формирования здорового образа жизни слабо поддерживается вузовскими учебными программами, немногочисленные валеологические учебные курсы для первокурсников мало внимания уделяют проблеме профилактики наркомании. Так курс «Социология здоровья» для первокурсников-социологов одного из тверских вузов предполагает одно семинарское занятие по профилактике всех вредных привычек, включая наркоманию. К тому же, как признаются сами преподаватели, отношение у студентов к этим курсам зачастую пренебрежительное, аналогичное тому, которое школьники испытывают к школьному рисованию и т.п.,- эти лекции они нередко прогуливают. К сожалению, тенденция такова, что и эти непрофильные курсы сейчас, в связи с переходом на двухуровневую систему обучения и оптимизацией учебных планов, по рекомендации Министерства образования, сокращаются. 

Вузовская научная деятельность могла бы стать подспорьем в разработке научных основ профилактической работы против девиантного поведения в молодежной среде. Однако и ученые и студенты высших учебных заведений Твери редко выбирают эту тематику для научных работ, — в частности, в социологии предпочтение отдается политическим исследованиям, как наиболее коммерчески выгодным. 

Что касается общественных организаций, работающих в сфере профилактики наркомании, то стоит отметить, что стабильно работают лишь немногие из них. Тверской Фонд «Твой выбор», в котором раньше работал телефон доверия для наркозависимых, теперь целиком переориентировался на сферу, в которой, очевидно, легче получить гранты — профилактику ВИЧ/СПИДа. Тверское региональное общественное движение «Родители против наркомании» — едва ли не единственная общественная организация в Твери, занимающаяся этой проблемой уже 15 лет. Ее сотрудники ведут индивидуальную психологическую работу с матерями и родственниками наркозависимых по системе «12 шагов». На средства гранта Департамента социальной защиты Тверской области члены движения совместно со специалистами Тверского областного наркодиспансера провели серию тренингов для студентов Тверского технического госуниверситета. Организация видит свою задачу в развитии волонтерского движения, в котором будут участвовать лидеры из школьной и студенческой среды. Здесь уверены, что все доводы пропаганды отказа от наркотиков гораздо убедительней воспринимаются от сверстников. Члены движения видят свою задачу в том, чтобы вырастить лидеров в каждой молодежной аудитории, научить их науке убеждения. 

Такие лидеры уже есть в Тверской медакадемии, где существует проект «Наркобезопасность». В рамках этого проекта студенты-медики готовят конференции, на которых развенчивают мифы о наркотиках и выступают с ними перед студентами медакадемии и других вузов. Тема наркомании преподносится в интересных для молодежной аудитории аспектах: «Таймменджмент и наркотики», «Рок и наркотики», «Созависимость». Однако руководитель проекта, педагог ТГМА Ирина Ильиницкая призналась, что методик вторичной профилактики наркомании, направленных на предотвращение употребления именно легких наркотиков в студенческой среде, как нарастающей «модной» тенденции, им найти пока не удалось… 

Вывод из всего вышесказанного можно сделать такой: пока информация о вреде наркомании не будет включена в учебные программы образовательных учреждений в качестве обязательного блока, профилактическая работа против распространения этого зла должного эффекта не принесет. Особенно это касается высших учебных заведений, — во время обучения в них в молодежной среде многократно возрастает опасность приобщения к употреблению наркотиков. А пока мы рассуждаем о том, как лучше вести профилактическую работу, в аптеках вывешиваются объявления «Пипеток в продаже нет», — их разобрали курильщики марихуаны, набивающие травкой стеклянные трубочки от этих пипеток…

Источник: ecad.ru

7 Tesler