Проверяем позотонические рефлексы у ребенка: что это такое, группы и функции рефлексных явлений, таблица и описание безусловных автоматизмов

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы.

Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние.

При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

Рефлексы новорожденного служат показателем того, что ребенок здоров и развивается нормально

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными.

Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение.

Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

Если рефлексы не проходят к положенному сроку, возможно, необходима консультация невролога

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки.

Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными.

В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие.

Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

Врожденные рефлексы новорожденного называются безусловными рефлексами

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

Чтобы развить рефлексы ребенка, нужно регулярно с ним заниматься

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

Врач проверяет наличие рефлексов у малыша сразу после его рождения

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

Источник: http://www.o-krohe.ru/novorozhdennyj/refleksy/

Рефлексы новорожденного: норма и отклонения от нее

Появление малыша на свет – большой стресс для его организма, начинающего активно приспосабливаться к жизни с первых минут рождения.

Особенно важными в адаптации крохи являются первые 28 дней — неонатальный период.

На протяжении первых четырех недель важным критерием оценки нормального развития ребенка считаются рефлексы новорожденного, позволяющие педиатру сделать вывод о состоянии нервной системы малютки.

Еще в родильном доме врач проводит ряд манипуляций с крохой: перекладывает его со спины на животик, дает малышу свои пальцы в ручки, притрагивается к стопам. Все это позволяет оценить развитие детской нервной системы, заметить какие-либо нарушения. Поэтому родителям важно знать, для чего нужны рефлексы, о чем свидетельствует их отсутствие и в каком возрасте они должны угасать.

Основные рефлексы

Рефлексы – это ответные реакции организма на действие каких-либо внешних раздражителей. Их значение крайне важно для нормальной жизнедеятельности.

В медицинской практике основные рефлексы принято разделять на две группы:

  • Безусловные. Они являются врожденными ответными реакциями организма, сформировавшимися в процессе эволюции. Безусловные рефлексы считаются относительно постоянными, возникновение их осуществляется при участии всех отделов центральной нервной системы. Часть из них угасает через некоторое время после рождения.
  • Условные. Являются так называемыми индивидуальными ответными реакциями, совершающимися при помощи коры головного мозга. Условные рефлексы формируются в процессе жизнедеятельности. Одним из наиболее важных их значений считается приспособление человека к изменениям условий существования.

Стоит отметить, что у ребенка на первых месяцах жизни хорошо развиты только безусловные рефлексы. С ними малыш рождается.

Некоторые остаются на всю жизнь: глотательный, сухожильные (сокращение мышц при постукивании по сухожилию – таким приемом пользуются невропатологи, нанося легкие удары в область колена), роговичный.

Последний характеризуется рефлекторным смыканием век при касании к роговице. Условные же формируются по мере развития крохи.

Для чего нужны безусловные рефлексы?

На протяжении первого месяца после появления на свет дети считаются беззащитными, ведь адаптация к новым условиям жизни – огромный стресс для ребенка. Поэтому безусловные рефлексы играют важную роль в приспособлении крохи к существованию вне материнского организма.

Педиатры считают, что основными их функциями являются:

  • Защита детского организма, еще не привыкшего к новым условиям жизни.
  • Некоторые из них необходимы для последующей замены условными, вырабатывающимися в старшем возрасте.
  • Обеспечение нормального существования ребенка во внешней среде.

Важно знать, что основное значение всех безусловных рефлексов новорожденного ребенка – помощь организму в адаптации к жизни на протяжении первых месяцев после появления на свет. Именно поэтому отсутствие или ослабление некоторых ответных реакций настораживает врачей.

Оральные рефлексы

Важную роль в развитии новорожденного играют оральные рефлексы. Именно благодаря им ребенок способен сосать грудь матери. Родители должны знать, какие оральные физиологические рефлексы существуют, ведь отсутствие их может привести к серьезным нарушениям нормальной жизнедеятельности.

Сосательный Возникает в результате размещения пальца (соски) в рту ребенка на глубине примерно 2-3 см. При этом малыш начинает совершать определенные движения языком, щеками, губами. Это же происходит и при прикладывании крохи к материнской груди. Рефлекс развивается уже с первых минут жизни, играя важную роль в питании До 12 месяцев
Глотательный При попадании пищи в ротовую полость малыш автоматически глотает содержимое Остается до конца жизни
Хоботковый Если по верхней губе ребенка осторожно постучать пальцем, мимическая мускулатура начинает сокращаться, проявляясь вытягиванием губок вперед в виде «бантика», напоминающего хоботок До 2-3 месяцев
Ладонно-ротовой (Бабкина) Если взять ладонь младенца и слегка надавить на нее подушечками пальцев, ребенок поворачивает голову в эту сторону, одновременно открывая ротик До 2-3 месяцев
Поисковой (Куссмауля) При поглаживании щеки новорожденного около уголка рта происходит поворот головы в эту сторону. Ребенок «ищет» материнскую грудь, открывая ротик. Поэтому многие женщины перед началом кормления притрагиваются соском к щечке малыша До 3-4 месяцев, иногда может сохраняться и на протяжении первых 10-12 месяцев жизни

Одним из наиболее важных в первые месяцы жизни (помимо оральных) является верхний защитный рефлекс. Он проявляется в поворачивании головы набок с одновременными попытками приподнять ее вверх при повороте малютки на животик. Так кроха обеспечивает себе нормальную проходимость дыхательных путей.

Спинальные рефлексы

Большое диагностическое значение имеют спинальные рефлексы младенца. Их еще называют двигательными автоматизмами, позволяющими оценить состояние мышечной системы ребенка. К спинальным рефлексам относятся хватательные, а также другие виды ответных реакций.

Читайте также  Apple остановила продажи своих товаров в России
Хватательные рефлексы
Янишевского и Робинсона Если в ладони новорожденного положить указательные пальцы, малыш крепко сжимает их. Иногда сила настолько велика, что кроху можно даже слегка приподнять в таком положении До 3-4 месяцев
Подошвенный (Бабинского) При легком поглаживании пальцами стопы малыша происходит тыльное разгибание большого и одновременное сгибание остальных пальцев (веерообразно) Исчезает к моменту начала самостоятельной ходьбы ребенка (11-12 месяцев)
Другие двигательные рефлексы
Моро (рефлекс «объятий») Осуществляется путем нанесения легкого удара по поверхности, на которой лежит ребенок. При этом он вначале разводит ручки в стороны, одновременно выпрямляя ноги, а затем как бы обхватывает свое тело. Проверить рефлекс можно также, быстро опустив кроху на 20-25 см вниз, после чего вернуть в исходное положение, или же резко распрямить ножки малютки в коленных и тазобедренных суставах До 3-4 месяцев
Кернига Ногу младенца сгибают в тазобедренном и коленном суставах, после чего стараются разогнуть последний. В норме сделать это невозможно До 2-3 месяцев
Рефлекс «автоматической» походки Если поставить новорожденного на стол, придерживая при этом спинку и голову, малыш автоматически совершает определенные движения ножками, напоминающие ходьбу До 1,5-2 месяцев
Рефлекс опоры Обычно проверяется вместе с предыдущим рефлексом. Поставленный на опору малыш немного выпрямляет туловище, стараясь удержаться в положении стоя До 1,5-2 месяцев
Ползания (Бауэра) Если новорожденного перевернуть на животик и подставить к его подошвам ладонь, кроха начнет совершать отталкивающиеся движения, напоминающие ползание До 3-4 месяцев
Галанта При проведении пальцем по спинке малыша в направлении ягодиц ребенок выгибает ее дугой. Одновременно разгибается нога на стороне прикасания До 3-4 месяцев

Стоит отметить, что существуют еще и так называемые позотонические рефлексы. Они заключаются в определенном перераспределении мышечного тонуса при смене положения крохи. Одним из позотонических считается рефлекс Магнуса-Клейна.

Он заключается в принятии младенцем определенной позы при повороте его головы в сторону: рука, на которую «смотрит» кроха, разгибается, а противоположная – сгибается. Это так называемая «поза фехтовальщика».

Данный рефлекс появляется на первых неделях жизни малыша и обычно угасает к 4-5 месяцам.

Как самостоятельно проверить наличие рефлексов у ребенка?

Многие родители интересуются, какие рефлексы должны быть у ребенка в первый месяц жизни и можно ли проверить их наличие самостоятельно.

Обычно состояние нервной и мышечной систем малыша оценивает педиатр во время осмотра.

Однако при наличии какой-либо патологии крайне важно вовремя обратиться к врачу, поэтому мамы и папы могут периодически проверять наличие некоторых ответных реакций организма малютки дома.

Сделать это довольно просто:

  • Оральные рефлексы мама может проверять перед каждым кормлением малыша. Перед тем, как дать крохе грудь или соску бутылочки, можно прикоснуться к щеке или верхней губе. В ответ новорожденный начнет стремительно искать раздражитель, открывая ротик. Многие мамы делают это перед кормлением с целью помочь ребенку, даже не подозревая, что тем самым проверяют ряд оральных безусловных рефлексов.
  • Многие родители кладут в ладони крохи свои пальцы или игрушки, удивляются, что в возрасте 1-2 месяцев малютка крепко сжимает их. Однако новорожденный делает это неосознанно. Данное проявление – это не что иное, как хватательный рефлекс. Для проверки его достаточно разместить указательные пальцы в ладошках крохи. При этом мама должна оценить силу сжатия, симметричность и при наличии нарушений проконсультироваться с педиатром.
  • Перевернув ребенка на животик, родители заметят, как он сразу же повернет головку набок. Это проявление верхнего защитного рефлекса. Далее можно приставить ладонь к стопам малыша, и вы заметите, как активно он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. Проверка этого рефлекса даже полезна, она является своеобразной гимнастикой для малютки.
  • Нежно проведите пальцем по подошвенной стороне стопы новорожденного, наблюдая, как веерообразно расходятся его пальчики.
  • Каждый раз, переодевая малютку, можно проверять рефлексы опоры и автоматической ходьбы. При этом важно придерживать спинку и голову ребенка.

Не стоит забывать, что на протяжении первых месяцев жизни ребенок требует особого внимания и осторожности со стороны мамы и папы. Даже просто переодевая кроху, его легко травмировать. Поэтому лучше всего, если наличие рефлексов будет определять врач.

Или же родители могут спросить у педиатра, какие из безусловных ответных реакций они могут проверить самостоятельно, без нанесения вреда малютке, и как правильно это сделать, превратив процесс в полезную гимнастику, развивающую целенаправленную двигательную активность ребенка в будущем.

Что делать, если рефлексы слабые?

Некоторые рефлексы новорожденных появляются не сразу после рождения или же проявляются в недостаточной степени.

Причин этому может быть множество: родовые травмы, нарушения развития нервной системы ребенка, недоношенность, патологии позвоночника (особенно шейного отдела), асфиксия.

Важно знать, что ослабление некоторых рефлексов не всегда свидетельствует о заболевании. Например, когда малыш не голоден, при помещении в его ротик соска материнской груди сосательных движений может не возникать.

В диагностике же патологий центральной нервной системы важное диагностическое значение имеет наличие спинальных рефлексов.

Они могут ослабляться или вовсе не возникать при серьезнейших нарушениях, поэтому мамы и папы должны обращать внимание на следующие моменты:

  • Симметричность хватательного рефлекса. Если ребенок сжимает мамин палец только одной рукой, это может свидетельствовать о ДЦП, парезах, кровоизлиянии в мозг.
  • Разведение малышом рук в стороны (рефлекс Моро). Если наблюдается отведение только одной ручки, это может быть признаком перелома ключицы, парезов.
  • Ослабление рефлекса ползания зачастую свидетельствует о травмах спинного мозга.
  • «Автоматическая ходьба» отсутствует при парезах, снижении мышечного тонуса, детском церебральном параличе. Подобные причины приводят к ослаблению опорного рефлекса.

Важно следить за положением головы новорожденного при повороте его на животик. Отсутствие или ослабление защитного рефлекса считается одним из первых симптомов ДЦП. Если мама заметила подобные нарушения у своей малютки, необходимо срочно обратиться к врачу. Паниковать не нужно: возможно, родители неправильно проверили наличие некоторых безусловных рефлексов.

Игнорировать возникшие проблемы, откладывая визит к педиатру на потом, не стоит. Помните: оценить состояние нервной и мышечной систем может только квалифицированный специалист.

Важным моментом является знание мамами и папами, до какого возраста у ребенка сохраняются безусловные рефлексы. Если к 5-6 месяцам угасания многих из них не наблюдается, следует проконсультироваться с доктором. Усиление или наличие безусловных рефлексов в старшем возрасте возникает при повышенной нервной возбудимости, мышечном гипертонусе.

Узнав информацию о том, какие должны быть рефлексы у новорожденного, а также их значение в развитии ребенка, мамы и папы смогут тщательно следить за здоровьем своей малютки.

Важно помнить, что нередко именно по их отсутствию или ослаблению можно определить патологии нервной, мышечной, костной систем.

Все, что требуется от родителей – это внимание, являющееся неотъемлемой частью не только в воспитании, но и в сохранении здоровья ребенка.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/1-mesyac/refleksy-novorozhdennogo.html

Безусловные рефлексы новорожденного

Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

  1. Набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:
  • рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
  • защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);
  • ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);
  • атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов.

Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных.

Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их.

Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

  • Сосательный рефлекс Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

  • Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.
  • «Хоботковый» рефлекс. Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.
  • Рефлекс задержки дыхания Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.
Читайте также  Эммануил Виторган: «То, каким растет внук – заслуга Максима. Ксюша очень занятой человек»

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

  • Плавaтельный рефлекс Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.
  • Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона) Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела. Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает. Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).
  • Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского) Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.
  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра) В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!». Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского) Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

  • Рефлекс испуга (рефлекс Моро) Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша. Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери. Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.
  • Рефлекс Галанта.
  • Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.
  • Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.
  • Рефлекс кляпа В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.
  • Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика) Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.
  • Рефлекс отдергивания Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.
Читайте также  Бетасерк: что это такое, инструкция по применению, взаимодействие с другими препаратами, состав, целебный эффект, побочные действия, аналоги, цены и отзывы

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/266021937-186714870/

Рефлексы новорожденного: таблица безусловных автоматизмов (бабинского, моро, реакция опоры, хватательный, зрачковый хоботковый, сосательный)

Когда ребенок появляется на свет, его нервная система еще не сформирована. Тем не менее, для адаптации в “новом мире”, у малыша уже присутствуют некоторые умения — рефлексы новорожденного (ответная реакция на воздействие раздражителя из внешней или внутренней среды организма). Рассмотрим что уже умеет новорожденный и как правильно проверить основные автоматизмы.

Что такое рефлексы и какие они бывают

  • Рефлексом называют ответную реакцию живого организма проходящую с участием ЦНС (центральной нервной системы) на какое-либо воздействие.
  • В зависимости от типа образования или биологической значимости рефлексы новорожденных и грудных детей разделяются на группы.

По типу образования

Учитывая тип образования все виды рефлексов делят на:

  • безусловные (врожденные) — с которыми уже рождается ребенок;
  • условные (приобретенные) — личный опыт ребенка.

По анатомическому расположению

За функционирование рефлексов отвечают разные отделы нервной системы. В зависимости от того какой отдел НС обеспечивает реакцию, рефлексы делятся на 2 группы:

  • Двигательные сегментарные (обеспечиваются спинным мозгом и мозговым стволом);
  • Надсегментарные позотонические (обеспечиваются центрами продолговатого и среднего мозга).

По биологической значимости

В зависимости от назначения врожденные рефлекторные реакции разделяют на 4 класса:

  • обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, пищеварение, выделительная система);
  • защитные (зажмуривание глаз, кашель);
  • ориентировочные (реакция на новый стимул);
  • атавистические (наследственные которые исчезают на протяжении 2-4 месяцев).

Основные рефлексы новорожденного: таблица по месяцам

Всего выделяют 13 наиболее важных рефлексов малыша. Приведем их краткую характеристику в таблице.

Моро При резком поднимании или опускании младенца, полусогнутые в локтях руки раскидываются по сторонам, а пальцы растопыриваются; после — руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. После 4 месяцев
Ассиметричный шейно-тонический (Магнус-Клейна) При резком повороте головы, лежащего на спине ребенка,в сторону повернутой головы вытягивается рука и нога; противоположные конечности сгибаются принимая “позу фехтовальщика”. После 4 месяцев
Шагательный При вертикальном удержании ребенка (упирая ступни о твердую поверхность) чуть переместив туловище вперед можно заметить что-то похожее на шаги. После 2-3 месяцев
Опоры При вертикальном удержании ребенка касаясь подошвами ног края стола, малыш будет пытаться встать на него. После 2 месяцев
Хватательный (кисти) При касании к ладони пальцем малыш крепко сжимает его, а при попытке забрать — сжимает еще больше. После 5 месяцев
Бабкина При давлении на ладонь и предплечье любой из рук, ребенок открывает рот, закрывает глаза и поворачивает голову в сторону раздражителя. После 4 месяцев
Хватательный (стопы) При нажатии на переднюю часть подошвы у ребенка происходит тоническое (обеспечивающие тонус мышц) сгибание пальцев стопы. После 9 месяцев
Симптом Бабинского При поглаживании ступни от пятки до пальцев можно заметить тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. После 6 месяцев
Поиска груди При касании пальцем щеки малыша, он будет поворачивать голову в сторону раздражителя и открывать рот, будто ищет сосок. После 3-4 месяцев
Сосательный При засовывании пальца ребенку в рот, он будет совершать сосательные движения. После 12 месяцев
Плавательный При расположении младенца вниз животом в воде, он будет пытаться совершать координированные плавательные движения. После 6 месяцев
Глотательный При попадании в рот пищи обеспечивает возможность проглатывания. Не проходит
Зрачковый При ярком свете или засыпании зрачки ребенка сужаются, и при пробуждении или в темноте расширяются. Не проходит

Спинальные двигательные автоматизмы

Обеспечиваются спинным мозгом. Создают “библиотеку” элементарных позных и двигательных программ, которые потом перерастают в намеренные движения. Рассмотрим основные:

Защитный

Попробуйте положить новорожденного на живот, он сразу повернет головку (данная реакция проявляется еще с первых часов жизни).

Важно!

У детей с отклонениями рефлекс может отсутствовать, нужно сразу помочь малышу чтоб он не задохнулся.

Опоры и автоматической ходьбы

Если вы возьмете малыша под мышки (не забывайте при этом страховать головку), он поставит ножки рядом и будет пытаться ходить.

Ползания (Бауэра)

Если приложить ладонь к ступням новорожденного, он рефлекторно начнет отталкиваться, совершая ползающие движения — спонтанное ползание (данная реакция исчезает до 4 месяцев).

Хватательный

При надавливании на ладонь, новорожденный обхватывает пальцы (проявляется еще с рождения). С третьего месяца жизни этот механизм становится все более интенсивным и нарастает.

Этапы развития:

  • От рождения до 2 месяцев (когда грудничок сжимает пальцы родителей. Большую часть времени ручки сжаты в кулачки);
  • Три месяца (ребенок пытается схватить интересующие его игрушки);
  • От четырех до восьми месяцев (маленький уже научился достаточно крепко держать предметы);
  • Девятый — двенадцатый месяц ( успешное хватание предметов как правой, так и левой рукой).

Робинсона

При надавливании на ладонь малыш обхватывает пальцы настолько сильно, что его можно смело приподнять вверх (автоматизм проявляется при проверке у новорожденного хватательного рефлекса).

Галанта

Если провести пальцем по позвоночнику младенца, он начинает изгибаться, образуя дугу (соответствующая ножка разгибается в суставе).

Переса

Указательным пальцем проводим по позвоночнику младенца. Возникает задержка дыхания, далее следует крик. Все мышцы приходят в тонус, приподнимается таз, ручки, ножки.

Моро

Говоря простыми словами, это реакция на испуг. Она проявляется при хлопке или ударе в 15 см от головки. При этом ручки и ножки раскидываются, а потом обратно возвращаются в исходную позицию.

Важно!

Данный автоматизм проверяет врач, родителям не стоит делать это слишком часто, поскольку вызывать испуг крайне не желательно.

Кернига

У ребенка лежащего на спине одну ногу сгибают в коленном и бедренном суставах, но выпрямить их не удается (нормальная реакция). Исчезает рефлекс после 3-4 месяцев.

Оральные сегментарные автоматизмы

Оральные сегментарные автоматизмы несут в себе несколько понятий.

Сосательный

Положив в рот соску или палец, можно заметить активные сосательные движения.

Поисковый (Куссмауля)

Если поглаживать лицо в области ротика, не касаясь губ, то губа опускается, отклоняется язычок и головка поворачивается в сторону раздражителя (данный автоматизм присутствует до 3-4 месяцев).

Хоботковый

Постукивая пальцем по губам, они вытягиваются хоботком (существует до двух месяцев жизни).

Ладонно-ротовой (Бабкина)

Нажав на подушечку большого пальца, открывается ротик и головка сгибается (проявляется до 3 месяцев).

Надсегментарные позотонические автоматизмы

К надсегментарным позным рефлексам относятся:

Асимметричный шейный тонический рефлекс Магнуса-Клейна

Если повернуть голову новорожденного лежащего на спине чтобы нижняя челюсть находилась на уровне плеча, конечности к которым обращено лицо разгибаются, противоположные — сгибаются.

Симметричный тонический шейный

При сгибании головы повышается мышечный тонус в сгибателях конечностей (зачастую в верхних), при разгибании — в разгибателях (данная реакция исчезает на 2 месяце жизни).

Лабиринтный тонический (ЛТР)

В зависимости от того лежит ребенок на спине или на животе, повышается тонус мышц:

  • на спине — разгибателей тела (шеи, спины, рук, бедер, голеней) и конечностей;

Шея и позвоночник ребенка напряжены, голова запрокинута назад, ноги разогнуты, стопы в положении подошвенного сгибания. Он запрокидывает голову, выпрямляет туловище, руки и ноги. При попытке согнуть голову ощущается существенное сопротивление. Голова не сгибается. Вместе с ней приподнимается и туловище, как «доска».

  • на животе — сгибателей тела и конечностей.

Лежа на животе у ребенка приподнят таз, согнуты ноги, руки, опущена голова. Он не может поднять голову и опереться на ручки, а так же прижать нижнюю часть туловища к поверхности, на которой он лежит, прогнуться. Руки находятся под грудной клеткой в согнутом положении, кисти сжаты в кулаки; бедра и голени чаще приведены и согнуты, тазовый отдел туловища приподнят.

ЛТР у здорового малыша практически не выражается (проходит на 2 месяце жизни).

Рефлекс Ландау (лабиринтный установочный)

При удержании ребенка свободно в воздухе лицом вниз. Сначала он поднимает голову (лицо вертикально, рот горизонтально), потом происходит тоническое разгибание спины и ног. Если опустить головку к груди, тонус исчезает и тело складывается (появляется на 5-6 месяце жизни и угасает на 2 году).

Что делать если у новорожденного слабые рефлексы

Проверка рефлексов — обязательная процедура которая позволяет проверить правильность развития малыша.

Важно!

Если рефлексы выражаются не полностью или не выражаются вовсе, нужно срочно проконсультироваться у специалиста.

Проблема может быть вызвана:

  • внутриутробной инфекцией при беременности;
  • нарушением мышечного тонуса;
  • нарушением нервной системы;
  • травмой ребенка при тяжелых родах;
  • реакцией на сильные лекарственные препараты.

Источник: https://4mam.club/blog/osnovnye-refleksy-novorozhdennogo-i-ih-harakteristika.html


Источник: cmk56.ru

7 Tesler