Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на пленарном заседании 56-й сессии КНС ООН 11 марта 2013 года, Вена

03.09.2021

Афганское наркопроизводство против права на развитие

Господин председатель!
Уважаемые дамы и господа!

Вынужден начать своё выступление на столь авторитетном форуме с выражения сожаления о том бесспорном факте, что международному сообществу за прошедший год не удалось не только переломить ситуацию с наркопроизводством и глобальными трафиками, но и выработать достоверную стратегию победы антинаркотических сил. 
Так, площади под опиумным маком в Афганистане выросли в прошлом году на 18 процентов, со 131 тыс. га до 154-х. И только эпидемия грибкового заболевания и плохие погодные условия не дали вырасти произведённому опиуму до рекордных объёмов. Однако подобного рода сезонные колебания не должны скрывать от нас продолжающееся победное шествие роста производства героина в Афганистане.

Хотел бы при этом обратить внимание, что ООНовский политический процесс антинаркотической деятельности уже дважды с 1998 и 2009 году обозначал императивы сокращения посевов и производства наркотиков, однако, эти решения не выполнены. 
Наоборот, на представленном слайде хорошо заметен рост потребителей кокаина и героина в мире. Объединённые нации, необходимо это констатировать, не смогли защитить население своих стран — прежде всего, молодёжь.

Далее. На следующем слайде хорошо видно, что и объёмы и масштабы наркопроизводства также с 1998 года не только не снизились, но и прямо обратны нашим декларациям. 
Уверен, что никто из участников нынешней сессии КНС не хочет, чтобы и в 2018 году, когда пройдёт очередное десятилетие с момента принятия очередной «Политической декларации и Плана действий по международному сотрудничеству нам пришлось в очередной раз констатировать отсутствие положительных результатов. 
Особенно удручающая ситуация в Афганистане, где по-прежнему производится более 90 процентов всего героина в мире. За годы наступившего Миллениума, с момента начала операции «Несокрушимая свобода» в 2001 году, от афганского героина погибло более миллиона человек, более того, в транснациональную организованную преступность от продажи героина инвестировано более триллиона долларов. 

Вывод основной части иностранных войск из Афганистана и сложение в 2014 году ответственности международного сообщества безопасность в Афганистане само по себе кардинально не изменит катастрофическую ситуацию с наркопроизводством. 

Транзит афганского героина масштабно затрагивает почти 100 государств мира — членов ООН на всех континентах.

То есть, 154 тысячи гектаров опийного мака в Афганистане являются источником поражающего фактора для 10 млрд. гектаров территорий упомянутых стран и их населения. 
При этом основные усилия международных антинаркотических программ фокусируются не на ничтожных площадях наркопроизводства, а на колоссальных территориях наркотранзита и дистрибуции, занимающих, по сути, полмира. 
Совершенно очевидно, что в случае концентрации сил на площадях наркопроизводства, эффективность, чисто арифметически, — будет в 600 тысяч раз выше.

Читайте также  Российские ракетчики и артиллеристы уничтожили две станции радиоэлектронной борьбы ВСУ

Налицо феномен локализации в обоих полушариях Земного шара двух сверхмощных планетарных центров наркопроизводства (более 90 % героина — в одном небольшом Афганистане — и 100 % кокаина — в Южной Америке. По сути, это два устойчивых эмиссионных центра, своего рода центральных банка криминального мира, институционально вмонтированных в систему транзита и дистрибуции производимой наркопродукции и, что крайне опасно — в мировой легальный финансовый и банковский сектор. 
Анализ мощности функционирования этих двух планетарных центров позволяет оценить целевое инвестирование за минувшие 15 лет в глобальную организованную преступность, образующую угрозу миру и безопасности во всех её проявлениях, включая пиратство, терроризм и экстремизм, насилие, похищение людей, — совокупно не менее трёх триллионов долларов. 
Чтобы переломить этот негативный тренд последних 15 лет, с момента Декларации 1998 года, требуются новая философия и парадигма общественного развития, которая бы строились на реализации основополагающего ооновского права — права на развитие.

Уважаемые коллеги!

    В качестве новой парадигмы в последнее время нам упорно навязывают идею легализации, спекулируя на неэффективности антинаркотической политики. 
    Однако это полная иллюзия. Опыт свободной продажи опиума в Китае в 19 веке британской Ост-Индской компанией наглядно продемонстрировал стремительное вымирание целого народа. 
    С нашей точки зрения, эффективная парадигма должна быть построена на понимании глубинных причин и особенностей наркопроблемы. 
    Анализ наркопроизводства в двух глобальных центрах, а также особенностей трансконтинентального транзита героина и кокаина, отчетливо высвечивает доминантный фактор, своего рода системный интегратор наркопроблемы — социально-экономическую депрессивность в странах производств и транзита, которая породила значительные сегменты общества как социальную базу населения, вовлеченного в воспроизводство и транзит наркотиков.

    Исследования показывают убийственное влияние депрессивности как на отдельного человека или группы людей, так и на целые регионы. 
    Показательна ситуация с несчастными дехканами в Афганистане, вынужденными за нищенское вознаграждение возделывать опиумные поля, приносящие баснословные доходы лэндлордам к удовольствию банковско-финансовых учреждений. 
    Аналогичная ситуация с городскими потребителями наркопродукции афганских дехкан на улицах европейских мегаполисов, образующими ту же депрессивную социальную базу. 
    Таким образом, поддержание и культивирование таких депрессивных зон является политэкономической основой продолжения наркопроизводства и существования самой наркомафии. 
    В этом контексте одних полицейских мер ни в Афганистане, ни в Южной Америке явно недостаточно.

Прокомментирую.

Регулярно уничтожаются нарколаборатории и тонны наркотиков в самом Афганистане. Однако ощутимых перемен не наблюдается. И это понятно, поскольку сама социальная база наркопроизводства не ликвидирована, а наоборот все больше воспроизводится. 

Читайте также  Минобороны России: в жилой дом в Киеве попала зенитная ракета ВСУ, а не ВС РФ

Зафиксированный за прошлый год 18-процентный рост площадей под опиумный мак в Афганистане, по сути, означает такой же рост крестьянских хозяйств, вовлеченных в наркопроизводство. 
Иными словами, деградация продолжается, а социальная база наркопроизводства расширяется. 
Совершенно очевидно, что прекращение наркопроизводства лежит через альтернативное развитие Афганистана путем реализации права отдельных людей и всего народа на развитие, которое должно стать приоритетом антинаркотической политики и сутью новой парадигмы. 
На конференции в Лиме в мае прошлого года мы предложили сделать основной акцент как раз на реализации права на развитие и альтернативное развитие. 
В ноябре прошлого года там же, в Лиме, это было закреплено на экспертной конференции высокого уровня. 
Мы с удовлетворением отмечаем, что российские инициативы в прошлом году были учтены на этих важных форумах и вошли в состав резолюций нынешней сессии Комиссии по наркотическим средствам. 
Нам особенно приятно выразить восхищение и признательность Перу, тем более что председателем нынешней сессии КНС является представитель этой страны. 
В предложенном Перу совместно с Колумбией и Таиландом проекте резолюции для принятия Генеральной Ассамблеей «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций в области альтернативного развития» в полной мере учтены и наши предложения, представленные и в моём выступлении на прошлой сессии КНС. 
С учётом изложенного, ключевое значение для устранения социально-экономических причин наркопроизводства имеет задействование всего потенциала такого уникального механизма, как Экономический и Социальный Совет ООН. 
Напомню, что в сферу компетенции ЭКОСОС входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем, а сам Совет учрежден в качестве центрального форума для обсуждения таких проблем и разработки политических рекомендаций.

Уважаемые коллеги!

В связи с вышесказанным предлагаю внести в решения нашей Сессии следующее:

Первое. В целях решения поставленной проблемы предлагаем в предверии 2015 года возложить Генассамблеей на ЭКОСОС новую функцию Альтернативного форсированного развития Афганистана, которая бы совместно с Форумом ЭКОСОС по сотрудничеству в целях развития, и Комиссией по вопросам миростроительства организовать форсированный постконфликтный подъём и развитие страны — возможно, путём создания нового специального механизма ЭКОСОС в форме Специальной консультативной группы по развитию Афганистана.

Второе. Полагаем целесообразным запланировать в следующем году проведение в рамках Генассамблеи ООН Всемирного антинаркотического Саммита, решения которого секьюритиризировать Советом Безопасности ООН.

Третье. Предлагаю вынести данные вопросы на очередную июльскую основную сессию ЭКОСОС текущего года.

Благодарю за внимание.

Источник: ecad.ru

Читайте также  Прорезывание зубов: сроки, какие признаки скорого появления и как устранить болевые ощущения
7 Tesler