Методические рекомендации для образовательных учреждений по внедрению превентивных образовательных программ, используемых в рамках первичной профилактики (включая международные проекты)

28.03.2021

Методические рекомендации для образовательных учреждений
по внедрению превентивных образовательных программ,
используемых в рамках первичной профилактики
(включая международные проекты).
Руководителям муниципальных органов
управления образованием

Директорам учреждений
начального профессионального образования

    Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества, эмпатии и уважения точки зрения оппонента. Школьные психологи совместно с педагогами способны обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося. При этом понятия «личностный рост», «социальная компетентность» включают и проведение занятий, направленных на первичную профилактику зависимости от психоактивных веществ. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье. 
   Анализ информации о внедрении и использовании превентивных образовательных программ в образовательных учреждениях Новгородской области, проведенный в 2005 году, показал наличие целого ряда проблем, как организационного, так и содержательного плана. А именно:

  • бессистемная реализация программ, т.е. ведется не весь образовательный курс, предусмотренный программой, а используются только элементы программы по усмотрению классного руководителя.
  • отсутствие утвержденных программ, имеющих фактические изменения в их содержании, тематического планирования занятий, журналов ведения занятий со списком группы, данных диагностических исследований.
  • большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Так, из всех учителей-предметников и классных руководителей ОУ, реализующих профилактические программы, только 17% (по данным МОУО) имеют специальную подготовку для работы с подростками по заданной тематике.

    Следует помнить, что первичная профилактика наркомании преследует, прежде всего, воспитательные задачи. Это помощь в сохранении здоровья, а не в доказательствах вредных последствий употребления ПАВ. Поэтому главной и конечной целью первичной профилактики является развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни. 

Целью профилактических программ является профилактика наркозависимости через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни.

Задачи профилактических программ:

  1. Дать школьникам объективную информацию о действии наркотических веществ на организм.
  2. Выработать устойчивую психологическую защиту от патологических искушений.
  3. Выработать навыки решения сложных задач своего развития.
  4. Выработать определенные поведенческие навыки, облегчающие следование по пути здорового образа жизни.

Принципы работы по профилактическим программам.

  • профилактическая программа, реализуемая в ОУ, должна быть ориентирована на особенности организации учебного процесса, являющегося в школе главным.
  • занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них стоит исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего. Это могут быть тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа и т.д.
  • весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков;
  • содержание предлагаемых программ может реализовываться: в ходе образовательного процесса интегрировано через предметы федерального компонента, предметы регионального (национально — регионального) компонента, предметы и курсы школьного компонента.
  • возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
  • работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.

Примерная схема внедрения превентивных образовательных программ в ОУ.
1.  Проведение педагогического совета школы

      , на котором утверждается концепция воспитательно — профилактической работы школы. 
    Для подготовки данного вопроса на педагогический совет могут быть приглашены специалисты психологической службы школы, центра ППМС или ГОУ НОЦПМСС с целью предварительного анализа ситуации и определения наиболее подходящей превентивной образовательной программы.

2.  Подготовка приказа, в котором указывается:

  • закрепление ответственных лиц за реализацию профилактической программы в ОУ;
  • формы реализации содержания программ (в рамках учебного плана, на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность);
  • количество и категория классов;
  • размер материального стимулирования;

3.  Проведение родительского собрания

     участников профилактической образовательной программы с целью информирования о содержании, целях и задачах, формах и методах внедряемой программы, а так же ожидаемого результата. Оформление протокола родительского собрания с подписями родителей о согласии на участие их детей в данной программе (или в другой форме) и на компенсацию необходимых расходов при приобретении дополнительной литературы (по необходимости). (Приложение 1).

4.  Решение вопроса о необходимости и формах психологического сопровождения (см. Приложение 2).5.  Подготовка учебно — методического обеспечения, включающего в себя:

  • Текст программы;
  • Тематическое планирование (приложение 3).
  • Методические пособия для педагогов (рабочие тетради для детей и родителей в зависимости от их наличия/отсутствия в программе) 
    Базовый текст программы может быть представлен в следующих видах:
  • Рекомендованная (допущенная, одобренная) минобрнауки (минобразования) РФ для реализации в ОУ.
  • Скорректированная программа, исходя из условий ОУ. 
    Такого рода программа должна быть рассмотрена на районном МО специалистов, занимающихся данной проблемой (педагоги-психологи, социальные педагоги), педагогическом совете школы и утверждена руководителем ОУ или заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  • Авторская. Статус авторской присваивается областным экспертным советом.

6.  Реализация программы предполагает:

       

1)

     Наличие журнала со списком группы и записями о проведении каждого занятия, а так же отметками о количестве детей присутствующих на каждом занятии. В качестве журнала можно использовать:
  • Стандартный классный журнал, если программа реализуется через интеграцию в учебные предметы.
  • Журнал для кружковой работы, факультативных занятий или дополнительного образования.
  • Тетрадь, оформленную по вышеуказанным типам. 
    2) Наличие диагностических данных по детям, участникам целевой группы как до (психологическая и педагогическая диагностика, анкеты, тестирование), так и после прохождения очередного цикла программы (например, на начало и на конец учебного года). Анкетирование проводит специалист, реализующий программу (педагогическая диагностика) или специалист, осуществляющий психологическое сопровождение программы. Содержание анкет подбирается в зависимости от целей программы (Приложение 4).

7.  В конце учебного курса проводится опрос учащихся

       (анкетирование, тестирование — в зависимости от целей программы) и пишется анализ эффективности выбранной программы (Приложение 5) 
      Оценка эффективности выбранной программы может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, т.к. позиция участника такого рода программы в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Критериями успешности являются: 

1)

     Для ребенка:
  • эмоциональное удовлетворение от занятий.
  • изменение эмоционального баланса в целом с преобладание положительных чувств и переживаний.
  • получение навыков, способствующих безопасному и конструктивному взаимодействию с другими людьми.
  • получение знаний, позволяющих делать правильный выбор. 
    2) Для специалиста, реализующего программу:
  • достижение поставленных в программе целей. 
    3) Для родителей:
  • степень удовлетворенности их запроса
  • особенности осознания ими проблем ребенка и стоящей перед ними воспитательной задачи.

8.  Результаты программы за год

       представляются на педагогическом совете школы и родительском собрании участников программы. Составляется перспективное планирование на следующий год, исходя из полученных результатов.
Читайте также  Невеста олигарха Владислава Доронина стала мамой во второй раз

Источник: ecad.ru

7 Tesler